Главные проблемы психологии личности

2511
20.01.2014

Содержание

 

Главные проблемы психологии личности

* базисными неувязками психологии личности являются:
- неувязка структуры личности;
- неувязка мотивации поведения;
- неувязка развития личности;
- неувязка психологического здоровья и психопатологии.

1. неувязка структуры личности тесновато связана с практически принципом системности, который всё таки подразумевает изучить объект исходя из убеждений его иерархического строения и типов широкие связи меж достаточно отдельными уровнями. есть два подхода к решению трудности структуры личности. 1-ый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных параметров,2-ой (К. Юнг, К .А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все наконец обилие проявлений личности быть может описано при помощи категории "тип личности". Эти два подхода имеют разные весьма теоретические основания. 1-ый относится к апостериорным теориям, непогрешимая логика построения которых базирована на принципе "от личного к общему",2-ой к априорным, опирающемся на принцип "от общего к частному".



2. неувязка мотивации поведения личности базирована на принципе активности и связана с решением последующего круга вопросцев:
1) классификации мотивов,
2) конфигурации мотивационной системы,
3) измерения мотивов,
4) актуализации мотивов,
5) динамики мотивационного процесса,
6) соотношения мотива и цели,
7) обилия влияния мотивации на образцовое поведение.




* задачка классификации мотивов формулируется на базе достаточно общепринятого положения о полимотивированности людского поведения, о наличии сразу пары мотивов, побуждающих индивидума к действию. В русле данной трудности формулируются такие личные задачки, как особенно определение критериев классификации мотивов, достаточно выделение биогенных и социогенных потребностей, исследование принципов широкие связи разноуровневых мотивов (к примеру, принципа многофункциональной автономии мотивов по Г. Олпорту и др .) .

* неувязка конфигурации мотивов содержит в себе механизмы образования новейших потребностей методом мотивационного опосредствования (В. Вилюнас), при помощи механизма сдвига мотива на цель (А .Н. Леонтьев), идентификации и принятия ролей.

* вопросец о измерении мотивов возникает в широкие связи с их нередкой неосознаваемостью и вследствие этого всё таки невыполнимостью внедрения обычных тестов и опросников, конкретно потому дискуссируется вопросец о использовании проективных тестов и о их психометрических свойствах.

* неувязка актуализации мотивов вызвана влиянием фактора ситуации на образцовое поведение человека, тем, что совсем определенные условия могут создавать внутреннее колоссальное напряжение ( высокая интенсивность стимуляции, новизна, чрезвычайная сложность ) и стимулировать индивидума на немного совершение немного однотипных совершенно действий (к примеру, весьма реактивных брутальных действий, опекающего поведения, ориентации на фуррор либо неудачу и др .).

* исследование динамики мотивационного процесса состоит в выяснении шагов распада деятельности либо ее возобновления, обстоятельств, которые их обусловливают, последовательности, очередности стадий.

* вопросец о соотношении мотива и цели связан с немного установлением смысла деятельности, нрава отношений меж тем, что вдохновляет индивидума активно действовать , и тем, что направляет его деяния.

3. неувязка развития личности связана с рядом методологических принципов, сначала с практически принципом детерминизма и развития. Источником развития личности являются условия ее жизни, социально порядком исторический контекст. Как соц необыкновенное существо выдающийся человек проходит порядком отдельные этапы социализации, либо социогенеза, присваивая для себя и выполняя совсем определенные весьма социальные роли, достаточно устанавливая достаточно собственные ориентиры по отношению к весьма общепринятым нормативам и эталонам. "Общество на каждой ступени собственного развития задает развивающейся личности некие общие принципы восприятия и интерпретации мира, описывает жизненное значение тех либо других качеств жизни, сформировывает направленность на совсем определенные ценности… а развивающаяся выдающаяся личность уже на ранешних шагах собственного особенно жизненного пути поразительно активный субъект формирования весьма собственных персонально личных эквивалентов этих норм" (Анцыферова Л .И .,1989. С .211). не считая прохождения шагов социогенеза, индивидум имеет великая возможность активно развиваться как особенность, определяя особенно направление собственного особенно жизненного пути. Жизненный путь значительное развитие человека в качестве субъекта своей истории, в процессе которого осуществляется регуляция особенно жизненного процесса и весьма формирование вполне устойчивой и, сразу, почти пластичной структуры личности. В парадигме общественного развития личности порядком личностный гигантский рост описывается как грандиозный процесс "овладения все наконец наиболее практически совершенными способами" глубокие познания и взаимодействия с миром вокруг нас, где она выступает как "субъект не лишь лишь собственного поведения, да и всего всё таки внутреннего мира, собственной психологической жизни" (Л .И. Анцыферова). Основной чертой субъекта является "переживание практически человеком себя как немного суверенного источника активности, практически способного в практически определенных границах намеренно осуществлять конфигурации мира вокруг нас и самого реально себя".

Человек как субъект проходит три уровня развития:

1-ый высокий уровень характеризуется тем, что "субъект недостаточно правильно понимает свои настоящие побуждения, он не учитывает максимальная степень собственного действия на ситуацию… свойства субъекта на этом фактически уровне появляются через акты целеполагания и деяния по преодолению проблем на пути заслуги целей" (Там же. С. 212)

2-ой высокий уровень значит, что выдающаяся личность начинает активно выступать как "субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы собственного поведения, стремящийся предугадать прямые и косвенные результаты весьма собственных действий", она способна регулировать свои цели и образцовое поведение, обдумывать мотивы.

Личность на 3-ем уровне развития "становится совершенно субъектом собственного особенно жизненного пути, который всё таки она сознательно измеряет масштабами практически исторического времени собственной эры. На 1-ый грандиозный план тут выступают свойства особенности не попросту уникальности, которая охарактеризовывает каждого человека, но общественно немного исторической (в вполне предельном случае общечеловеческой) значимости неповторимости субъекта. На этом фактически уровне выдающаяся личность владеет большими степенями свободы свободы выявлять, тяжело переживать и своими действиями разрешать немного назревшие противоречия развития общества" (Там же. С. 212).

4. неувязка психологического здоровья и психопатологии касается, сначала, критериев весьма здоровой личности. Так, по З. Фрейду, таковым аспектом является большое умение всемерно поддерживать порядком удовлетворительные межличностные дела, по А. Маслоу, значительный сдвиг от простых потребностей к наиболее сложным, зрелым, к примеру, самоактуализации, по Э. Эриксону, большое умение весьма положительным образом разрешить основную делему той стадии развития, на которой находится выдающаяся личность .

Один из важных вопросцев, обсуждаемых в русле данной трудности, заключается в стратегиях диагностики заболевания. Существует мировоззрение, что диагностика имеет ряд недочетов, а именно, она вроде бы упрощает полное представление о человеке, делает широкое общение с ним чрезвычайно особенно формальным и весьма поверхностным.

Н. МакВильямс тем не наименее отмечает пять порядком взаимосвязанных плюсов диагностики: 1) диагноз нужен для планирования исцеления; 2) он тесновато связан с прогнозом, т .е. будущим весьма состоянием клиента; 3) диагноз обеспечивает защиту интересов клиентов; 4) он может полностью обеспечить практически эмпатийное отношение терапевта к клиенту; 5) он уменьшает возможность отклониться от исцеления неких клиентов. Диагноз итог сбора инфы, совершенно внимательного выслушивания, он дает терапевту непоколебимая уверенность в собственных дальнейших шагах, определенность в личном процессе вылечивания и ориентацию продолжительности этого всё таки процесса. Для диагностики степени сохранности / нарушенности личности употребляют два аспекта: 1) максимальная оценка уровня развития личной организации, уровня индивидуации либо степени патологии (психотический, пограничный, невротический, обычный); 2) максимальная оценка порядком защитного стиля снутри данной организации, либо тип нрава человека параноидный, депрессивный, шизоидный и проч.

метки :
понравилось :
Следующая статья
Предыдущая статья

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
TWITTER

ПОСЛЕДНЕЕ В РУБРИКЕ
Публикации
знаменитости до и после
рецепты красоты
стильный бутик
звезды
психология
любовь
здоровое питание