Чувственное отражение и воображение

2634
29.01.2014

Содержание

 Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в процессах формирования образов. Очень часто ощущения рассматриваются прямо как полноценный образ реальности и, сводясь к чувственно-рефлекторным впечатлениям, не признаются даже образами. Ощущения - первичные образы определенных свойств действительности - прямо или косвенно вклю­чаются в формирование всех (в том числе и обобщенных) мы с ленных образов. Они связаны с непосредственным воздействием объекта на органы чувств и по своей сути репродуцируют действительность. Будучи результатом непосредственного взаимодействия объекта и субъекта, результатом более или менее прямого воздействия объекта на органы чувств человека, ощущение отражает свойства этого объекта. Оно не тождественно физическому взаимодействию, но несет в себе мощный заряд об ­ разности. Зависимость ощущений от “внесенсорных факторов” (мотивации, интересов и прочих) становится все более значимой в развитых формах чувственного отображения действительности, приобретая самостоятельную ценность в рамках воображения. 

 


    
   Воображение, создавая наглядные образы, вбирает в себя ощущения. Но при этом воображение опирается на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Кроме того, воображение зависит от развития той или иной формы чувствительности, и ощущения участвуют в формировании образов воображения благодаря тому, что они способствуют накоплению информации об объекте, то есть обеспечивают субъекта материалом, комбинаторные преобразования ко­торого образуют содержание воображаемых образов. 
    
   Однако воображение не является продуктом дея­тельности органов чувств. Воображение - продукт преобразования прежде всего функциональных харак­теристик отображения. Такое преобразование - на уровне ощущений - происходит, например, когда деятельность одних органов чувств, включаясь в деятельность друг их, перестраивает характерную и для тех и для других систему организации опыта. Однако решающую и синтезирующую роль в такой перестройке играют не отдельные взаимо­влияния, а вся целостная организация жизнедеятель­ности человека. Субъект как бы ставит под контроль работу органов восприятия, что позво­ляет актуализировать необходимые ему отношения, а также перестраивать их в соответствии с задачами и потребностями деятельности. 
    
   В отличие от ощущений восприятие воспроизводит целостность объекта: его пространственные и временные границы, форму, величину, объем и т. д. Восприя­тие - образ предмета в целом, в нем уже весьма пол­но раскрываются смысловые характеристики предмет­ности и за счет этого возрастают константность образа и его адекватность. 
    
   В ходе восприятия субъект способен конструировать целые комплексы непосредственно не данных параметров объекта. При этом не только усложняется образ объекта, но и развивается способность субъекта отображать объективные характеристики действительности путем “достраивания” представленного в ощущениях содержания. Для целостности восприятия недостаточно лишь чувственного впечатления, и в этом выражается преобладающее значение смысловой стороны в образах восприятия. Если в рамках ощущений активность их смысловой стороны обнаруживает себя главным образом в констатации или от­сутствии констатации факта ощущения, то в восприя­тии эта активность реализуется как способность “до­страивать” образ, видеть в части целое , актуализиро­вать содержание образа без прямого стимульного воздействия. 
    
   Так, например, способность к восприятию изображений на плоскости геометрических фигур как объемных формируется только на определенном историческом этапе развития. С выработкой жизнен­но необходимых механизмов отражения обычных предметов складывается и восприятие изображения геометрических фигур, рисунков. Человек начинает объемно отображать плоскостные изображения. Н о это еще не свидетельствует о наличии в процессах восприятия самостоятельного пласта воображения. В данном случае имеет место феномен активно с ти восприятия. 

 


    
   Элементы воображения как такового обнаруживают себя в чувственном отображении лишь тогда, когда наряду со способностью функционально “до­страивать” образы непосредственно или опосредован­но данных объектов явственно обнаруживается спо­собность человека раскрывать для себя функцио­нальную значимость (практическую, эсте­тическую, нравственную и прочие) воспринимаемых объектов и делать саму эту значимость предметом особо­го рассмотрения и специальных процедур. Воображение предполагает, что участие функционально-деятельностных смыслов в процессах формирования образов становится достояние м сознания и особого рода деятельности человека. “ Отстраняясь” от конструируемого образа, субъект вооб­ражения сам сознательно “достраивает” или “строит” из чувственной материи то, что требуется “по смыс­лу” с его точки зрения. Эта способность предполагает, что субъект способен представить себе основание данного фрагмента своей собственной деятельности и “стать выше” имеющихся оснований. 

 


    

 
   Тот факт, что в восприятии человек способен п о данным отдельным элементам “ достраивать” недо­стающие стороны объекта, “ видеть” целое при реальной доступности лишь его частей, свидетельствует о развитии предметно-деятельностных характеристик чувственных образов. Усложненность таких образов, включенность в них опыта индивидуальной и коллективной деятельности есть про ­явление возникающего воображения, поскольку ос ­ мысленное обращение к опыту прошлой деятельности и учет его влияния на восприятие, как правило, определяются сознательно сформулированными задачами деятельности. Но сущность воображения, зарождающегося в первичных образах, заключается не в способности узнавать целое по части воспринимаемого явления или формировать образ отсутствующего предмета, а в том, что образы воображения сознательно продуцируются человеком. Это значит, что воображение развертывается в плане сознания. Это значит также , что воображение есть деятельность, в которую в той или иной форме сознательно “ в к л ю че н” сам воображающий человек, в кото­рой выражено его отношение к действительности, лежащее в основе деятельности воображения. Субъ­ект в процессе воображения делает свои собственные установки, мотивы, желания предметом своей активности. 
    
   Таким образом, основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом воображения человеческих (социальных, культурных и прочих) осно­ваний этой деятельности.

понравилось :
Следующая статья
Предыдущая статья

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
TWITTER

ПОСЛЕДНЕЕ В РУБРИКЕ
Публикации
знаменитости до и после
рецепты красоты
стильный бутик
звезды
психология
любовь
здоровое питание